Аранжировка для медного состава — Л. Гертнер (Дрезден)
Физическое состояние:
Корректура — 39 х 28 см; в правом нижнем углу с. 1 — штамп с рукописным номером «Государственный Научно-исследовательский Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 7130/8».
Рукопись для смешанного состава — 36,5 х 28 см; рукопись исполнена черными чернилами на бумаге с нанесенными типографским способом названиями инструментов, акколадами и ключевыми знаками. На титульном листе — варианты названия на русском и немецком языках. Имеются карандашные пометы. На первой странице нотного текста имеются наклейки с названием марша и именем держателя авторского права (машинопись). Имеются надрывы по краям и следы реставрации.
Рукопись для медного состава — 29,5 х 28 см; рукопись исполнена черными чернилами на бумаге с нанесенными типографским способом акколадами и ключевыми знаками. На первой странице нотного текста имеется оторванная наклейка с названием марша (машинопись) и штамп с рукописным номером «Государственный Научно-исследовательский Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 7130/8а». Имеются следы сгибов по центру.
Франц фон Блон (1861–1945) известен как композитор многих маршей и вальсов для духового оркестра. С восьмилетнего возраста Ф. фон Блон учился играть на скрипке, занимался в Консерватории Штерна и в Берлинской высшей школе музыки, где его способности высоко оценил знаменитый скрипач Йозеф Иоахим. Завершив обучение, играл первую скрипку в оркестре Гамбургской оперы, затем руководил берлинскими оркестрами, исполнявшими легкую музыку. В качестве дирижера работал в Российской империи — в 1910-е годы руководил Берлинским симфоническим оркестром, выступавшим в Концертном зале курхауза Эдинбург (ныне Дзинтари), куда приезжали с гастролями именитые российские музыканты.
«Soldaten Blut» — самый популярный марш в композиторском наследии Ф. фон Блона. Он широко звучал как в европейских странах, так и в России. В русской дореволюционной практике известен под названиями «Воинский дух», «Солдатская доблесть» и «Солдатская кровь»1, в Советской России публиковался в 1920-е годы под названиями «Воинский дух», «Бодро вперед» и «Под знаменем победы»2.
Ф. фон Блону принадлежит также марш «Да здравствует, Санкт-Петербург!», написанный в 1903 году к 200-летию российской столицы. Марш фон Блона «Штандарт», посвященный первому российскому фрегату, прозвучал в 2014 году в исполнении Адмиралтейского оркестра в концертной программе «Музыка старинных кораблей» под управлением В. К. Лященко3.
1 Марш Ф. фон Блона издавался также в переложении для фортепиано: Солдатская кровь. Марш / перелож. для фп. Петроград: Северная лира, б. г. (собственность издателя А. Ф. Хавановой). 5 с.
2 Воинский дух. Походный марш / инстр. И. А. Донского. Для духового орк. Партитура. Симферополь: И. А. Донской, [1928]. 4 с. Литогр. изд.; Бодро вперед. Для духового орк. Партитура. [М.]: Музсектор Гиза, [1929]. 12 с.; Под знаменем победы. [Для духового орк. Партитура]. М.: Музсектор Госиздата, 1929. 10 с. Литогр. изд.
3 Партитура марша Ф. фон Блона «Штандарт» входила в библиотеку Придворного оркестра; ныне партитуры и голоса этого собрания для духового оркестра хранятся в Адмиралтейском оркестре.