Исторические документы

Вступление в Париж (1814 год)

 
/ 18

Композитор: И. Вальх (Johann Heinrich Walch)
Оригинальное название: Pariser Einzugsmarsch
Дата создания: Начало 1800-х
Тональность: Es-dur
Держатель авторского права: не указан
Объём партитуры: корректура для смешанного состава — 4 с.; рукопись для смешанного состава — 8 с.; рукопись для медного состава — 4 с.
Пагинация внутри ед. хр.: Л. 40–48

Нумерация по списку Armeemarsch-Sammlung1 : AM II, 38, HM II, 6

Физическое состояние:

Корректура — 39 х 28 см; в правом нижнем углу с. 1 — штамп с рукописным номером «Государственный Научно-исследовательский Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 7130/10». Имеются надрывы и потертости по краям.

Рукопись для смешанного состава — 36,5 х 28 см; рукопись исполнена черными чернилами на бумаге с нанесенными типографским способом названиями инструментов и акколадами и ключевыми знаками; внизу страницы штамп с рукописным номером «Государственный Научно-исследовательский Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 7130/10». На л. 40 имеется наклейка (без текста); следы сгибов по центру.

Рукопись для медного состава — 29,5 х 28 см; рукопись исполнена черными чернилами на бумаге с нанесенными типографским способом акколадами и ключевыми знаками. На первой странице нотного текста имеется наклейка с названием марша (машинопись) и штамп с рукописным номером «Государственный Научно-исследовательский Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 7130/10». Имеются следы сгибов по центру.

Аранжировка для медного состава — Л. И. Розенблюм, капельмейстер 148-го пехотного Каспийского полка.


1 Die Königlich Preuβische Armeemarsch-Sammlung — основной каталог немецких военных маршей.

Иоганн Генрих Вальх (Johann Heinrich Walch, 1775–1855) — музыкант, капельмейстер и композитор, служивший при дворе герцога Саксен-Готского (Тюрингия). Автор многочисленных маршей, танцев; некоторые его марши исполняются до сих пор. Считается реформатором военной музыки в Саксен-Готе. Родился в Тюрингии в семье солдата. Основы музыкального образования ему дали школьный учитель и пастор, которые заметили его музыкальные способности. После недолгой работы в придворной капелле в замке местного графа Вальх отправился на военную службу и стал солдатом Саксонского лейб-гвардии гренадерского полка в Дрездене, в котором прослужил до 1805 года. Затем он получил место валторниста в придворной капелле герцога Саксен-Гота-Альтенбурга Августа. Вскоре, в 1806 году, герцог Август присоединился к Рейнскому союзу, образованному Наполеоном I. С формированием новых военных отрядов герцог поручил своему камер-музыканту Вальху сочинять военные марши для них по французскому образцу. Вальх состоял в капелле герцога до его смерти в 1822 году. После правление перешло к старшему брату герцога Фридриху, который в 1825 году распустил придворную капеллу. Оставшись без службы, Вальх предпринял концертную поездку в Данию, Швецию и Россию. Его произведения пользовались там успехом и неплохо продавались. После смерти герцога Фридриха герцогство было разделено, и Гота перешла во владение нового герцога Саксен-Кобург-Гота Эрнста I. Последний возродил знаменитую придворную капеллу в Готе и вновь пригласил в нее Вальха в качестве камерного музыканта. В этой капелле Вальх прослужил до 1845 года, когда удалился по причине преклонного возраста, однако продолжал сочинять музыку вплоть до своей смерти в 1855 году. Музыка Вальха в наше время в Германии забыта, но звучит в Швеции: «Побудка» (Reveille) и «Вечерняя заря» регулярно исполняются в шведской армии. Под его музыку происходит ежедневный развод караула королевской гвардии перед Стокгольмским замком.

Марш «Вступление в Париж», пожалуй, самое известное произведение Вальха. Считается, что под звуки этого марша войска антинаполеоновской коалиции (Пруссии, России и Австрии) вместе со своими вождями — русским императором Александром I, австрийским императором Францем II и прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III — торжественно вступали в Париж в 1814 году. Отсюда и название данного марша — «Pariser Einzugsmarsch». По другим источникам, марш сопровождал вступление в Париж баварской, прусской и саксонской кавалерии. Предполагается, что марш возник раньше, до 1813 года. Любопытно, что авторство этого марша долгое время приписывали Л. ван Бетховену. В России этот марш был известен как «Парижский марш 1814 года», поскольку существовал и другой «Парижский марш», написанный в 1815 году военным капельмейстером А. Дерфельдтом-старшим. «Парижский марш 1814 года» Вальха являлся полковым в 30-м пехотном Полтавском полку (№ 52 в «Сборнике полковых (встречных) и исторических маршей российской армии»), а с 1905 года — полковым в 48-м пехотном Одесском полку (в 1913 году был заменен другим маршем).

Марш был очень популярен в Германии в XIX веке. Он стал символом франко-германской «наследственной вражды» и во времена Германской империи, и во время Веймарской республики, и в Третьем рейхе. В 1935 году он был принят в качестве парадного марша (Präsentiermarsch) германских ВВС. Нацистский композитор Ханс Штайнкопф дописал к маршу фанфарные сигналы. В 1940 году марш играли, как и в 1814 году, во время официального вступления нацистских войск в Париж, что имело явный политический оттенок. В наше время марш из-за своей проблемной истории в ФРГ не исполняется. Во всяком случае, официальные военные оркестры ФРГ его не играют.