Исторические документы

Черногорский марш из балета «Роксана, краса Черногории»

 
/ 26

Композитор: Л. Минкус
Оригинальное название: Марш черногорский из балета «Роксана»
Дата создания: 1878
Тональность: As-dur
Держатель авторского права: Д. Ратер в Лейпциге
Объём партитуры: корректура для смешанного состава — 7 с.; рукопись для смешанного состава — 9 с.; рукопись для медного состава — 6 с.
Пагинация внутри ед. хр.: Л. 118–129

Физическое состояние:

Корректура — 39 х 28 см; в правом нижнем углу с. 1 — штамп с рукописным номером «Государственный Научно-исследовательский Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 7130/15». Имеются замятия краев.

Рукопись для смешанного состава — 36,5 х 28 см; рукопись исполнена черными чернилами на бумаге с нанесенными типографским способом названиями инструментов, акколадами и ключевыми знаками; внизу страницы штамп с рукописным номером «Государственный Научно-исследовательский Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 7130/15». На л. 125 имеется наклейка (без текста); следы сгибов по центру; замятия углов. Л. 127–128 — надрыв сгиба.

Рукопись для медного состава — 29,5 х 28 см; рукопись исполнена черными чернилами на бумаге с нанесенными типографским способом акколадами и ключевыми знаками. На первой странице нотного текста имеется наклейка с названием марша (машинопись) и штамп с рукописным номером «Государственный Научно-исследовательский Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 7130/15». Имеются замятия углов. Аранжировка для медного состава — Л. И. Розенблюм, капельмейстер 148-го пехотного Каспийского полка.

Людвиг Минкус (Ludwig Minkus, полное имя Алоизий Людвиг Минкус, в некоторых источниках также Леон Федорович Минкус; 1826–1917) — австрийский композитор, скрипач и дирижер, долгие годы живший и работавший в России. Родился в Вене в семье виноторговца, державшего ресторан с маленьким оркестром. С раннего детства учился игре на скрипке, первое публичное выступление состоялось в 8 лет. Занимался музыкой в Обществе друзей музыки в Вене. Первые произведения для скрипки были опубликованы в 1846 году. В 1852 году Минкус получает место первого скрипача в Венской королевской опере, но уже в 1853 году принимает предложение, поступившее из России, и становится капельмейстером крепостного оркестра князя Н. Б. Юсупова в Петербурге. В 1856 году Минкус — солист оркестра московского Большого театра, периодически выполняет также обязанности дирижера. В 1862 году приглашен профессором по классу скрипки в только что открытую Московскую консерваторию. Продолжал выступать как скрипач, — так, исполнял партию второй скрипки во время премьеры Струнного квартета № 1 П. И. Чайковского (Москва, 28 марта 1871). Как балетный композитор Минкус дебютировал в России в 1857 году, написав балет «Союз Пелея и Фетиды» для представления в Юсуповском театре. В 1862 году написал балет «Пламя любви, или Саламандра» (балетмейстер А. Сен-Леон), поставленный сначала в московском Большом театре, затем в петербургском Большом театре (под названием «Фиаметта, или Торжество любви») и, наконец, в Париже (под названием «Немея», Neméa). Для новой парижской постановки Сен-Леона Минкус написал балет «Ручей» (фр. La Source) совместно с Лео Делибом. С 1869 году начинается многолетнее сотрудничество Минкуса с Мариусом Петипа, для которого Минкус написал 16 балетов; из них наибольшую известность получили «Дон Кихот» по Сервантесу (1869) и «Баядерка» (1877). В 1870 году Минкус получил должность первого композитора балетной музыки при Дирекции Императорских театров, в которой состоял долгие годы (вплоть до ее упразднения в конце 1880-х годов). В 1890 году Минкус вернулся в Австрию, где и прожил оставшиеся годы жизни.

Балет «Роксана, краса Черногории» (1879, Петербург), поставленный Петипа, был связан с Русско-турецкой войной 1877–1878 годов и явился попыткой создания балета на современную тему. Содержание балета представляло собой запутанное соединение реального и фантастического. Основными действующими лицами были девушка-черногорка, превращавшаяся ночью в виллису, и два влюбленных в нее соперника — благородный черногорец и переодетый турок. После ряда приключений черногорец выходил победителем и освобождал героиню от чар виллис. Балет заканчивался веселым праздником, в котором принимали участие и русские солдаты — освободители славян. Эта постановка в те годы была очень своевременна и вызвала самый живой интерес публики. А. Бенуа, присутствовавший на первом представлении балета, вспоминал: «…среди всяких других плясок, в которых считалось, что балетмейстер в точности воспроизвел подлинные танцы южных славян, выделился детский марш, исполненный воспитанниками театрального училища. Бодрая, веселая музыка этого марша приобрела сразу тогда исключительную популярность, и его можно было слышать еще десятки лет спустя во всех увеселительных садах и на детских и других балах. И я запомнил марш из “Роксаны” целиком; и помню его до сих пор от начала до конца». Этот марш в аранжировке для военного оркестра и вошел в сборник.