Исторические документы

Марш «Самбр и Маас»

 
/ 40

Композитор: Р. Планкетт, аранжировщик Й. Ф. Роски / Robert Planquette; Joseph François Rauski
Оригинальное название: Le Régiment de Sambre et Meuse
Дата создания: 1871 / 1879
Тональность: B-dur
Держатель авторского права: Г. Шенэрс в Париже
Объём партитуры: корректура для смешанного состава — 13 с.; рукопись для смешанного состава — 26 с.; рукопись для медного состава отсутствует.
Пагинация внутри ед. хр.: Л. 149–168

Физическое состояние:

Корректура — 39 х 28 см; в правом нижнем углу с. 1 — штамп с рукописным номером «Государственный Научно-исследовательский Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 7130/18». Имеется замятие верхнего правого угла, л. 149 — следы реставрации.

Рукопись для смешанного состава — 36 х 28 см; рукопись исполнена черными чернилами на бумаге с нанесенными типографским способом названиями инструментов, акколадами и ключевыми знаками. Визу титульной страницы штамп с рукописным номером «Государственный Научно-исследовательский Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 7130/18». В нижней части первой страницы нотного текста л. 156 наклейка (без текста); по всем листам наклейка замены «партии трубы»; надрывы по краям и левого нижнего угла; л. 168 ветхий. рукопись для медного состава — отсутствует.

Жан Робер Жюльен Планкетт (Jean Robert Julien Planquette; 1848–1903) — французский композитор, автор нескольких оперетт, из которых наиболее известны «Корневильские колокола» и «Рип Ван Винкль». Учился в Парижской консерватории (в частности, у Жюля Дюпрато), но не закончил ее из-за нехватки средств. Свою композиторскую деятельность Планкетт начал с сочинения песен и шансонеток для кафе-концертов. Под впечатлением успеха оперетт Лекока Планкетт пробует свои силы в этом жанре, но его две первые оперетты провалились. Зато оперетта «Корневильские колокола» (Les cloches de Corneville) по пьесе «Вилларские колокола» Э. Майяра, написанная по заказу директора театра «Фоли Драматик» (Folies Dramatiques) и поставленная в 1877 году, имела сенсационный успех: 480 представлений в Париже, 708 — в Лондоне. Уже в 1886 году в Париже состоялось тысячное представление этой оперетты. Она стала одной из самых популярных в мире, ее изящные и легко запоминающиеся мелодии распевались не только в Париже, но и по всей стране, их играли и садовые оркестры, и уличные шарманщики. Последующие оперетты успеха не имели. Повторить триумф Планкетту удалось только в 1882 году, когда в Лондоне, а позже и в Париже появилась оперетта «Рип Ван Винкль» по одноименной сказке Вашингтона Ирвинга. Последняя оперетта, «Рай Магомета», осталась незаконченной; ее оркестровку выполнил Л. Ганне в 1906 году.

Песня «Полк Самбр и Маас» (Le Régiment de Sambre et Meuse) была написана Планкеттом в 1871 году по поэме П. Цезано, созданной в 1870 году, в начале франко-прусской войны и первые дни Третьей республики. Поэма отсылала к событиям французской Республики 1795 года, когда в результате революционных войн Франция завладела новой территорией (Département de Sambre-et-Meuse, департамент Самбр и Маас, названный по соответствующим рекам) и была создана армия Самбр и Маас. Она имела краткую, но героическую историю. В сентябре 1797 года армия Самбр и Маас слилась с армией Рейна и Мозеля и вошла в состав армии Германии. После разгрома Наполеона земли Самбр и Маас вошли в состав Объединенного королевства Нидерландов (теперь это территория Бельгии и Люксембурга). Песня, восхвалявшая победы республиканской Франции, вспоминавшая о героическом прошлом, поднимала солдатский дух во времена франко-прусской войны 1870 года и приобрела большую популярность.

Гордые дети Галлии
Шли легко без передышки
С винтовками на плечах.
Мужество было в их сердцах и рюкзаках,
Слава была их пищей.
Не имея ни хлеба, ни обуви,
Они спали на твердой земле
С рюкзаками под головами.

Припев:
Полк Самбр и Маас
Всегда шел на зов свободы,
Находя путь славы,
Идя к бессмертию.

В 1879 году песня была переделана в военный марш и аранжирована для духового оркестра французским композитором Й. Роски (Joseph François Rauski, 1837–1910). Его аранжировка не устраивала члена Комиссии О. Р. фон Фреймана, который в ответ на предложение нотоиздателя Э. Жубера использовать в сборнике марш «Самбр и Маас» в данной оркестровке, писал ему 20 мая 1912 года: «Оркестровка г-на Роски совершенно не подходит к оркестровке, принятой у нас»1 . Фрейман попросил прислать исходную песню Р. Планкетта в клавирном изложении для создания оркестровой версии. Работа над аранжировкой этого марша, отвечающей требованиям Комиссии, видимо, так и не была осуществлена: «Самбр и Маас» — единственный из 17 маршей, представленный в сборнике партитурой только для смешанного состава; аранжировка для медного состава отсутствует.В настоящее время «Самбр и Маас» является одним из главных французских маршей. Исполняется также в Бельгии. Является полковым маршем состоящего из франкоязычных солдат 22-го Королевского пехотного полка армии Канады, который был сформирован во время Первой мировой войны. Марш входит в официальный репертуар военных оркестров Чили. В США исполняется в оркестре университета Огайо.


1 См. статью Г. В. Копытовой. КР РИИИ. Ф. 35. Оп. 1. Ед. хр. 26. Л. 63.