Исторические документы

Марш из балета «Конек-Горбунок»

 
/ 28

Композитор: Ц. Пуни
Оригинальное название: Марш из балета «Конек-Горбунок»
Дата создания: 1864
Тональность: As-dur
Держатель авторского права: А. Гутхейль в Москве
Объём партитуры: корректура для смешанного состава — 8 с.; рукопись для смешанного состава — 12 с.; рукопись для медного состава — 7 с.
Пагинация внутри ед. хр.: Л. 169–182

Физическое состояние:

Корректура — 39 х 28 см; в правом нижнем углу с. 1 — штамп с рукописным номером «Государственный Научно-исследовательский Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 7130/19». Имеются замятия и надрыв краев.

Рукопись для смешанного состава — 36,5 х 28 см; рукопись исполнена черными чернилами на бумаге с нанесенными типографским способом названиями инструментов, акколадами и ключевыми знаками; внизу страницы штамп с рукописным номером «Государственный Научно-исследовательский Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 7130/19». На л. 177 наклейка (без текста); следы сгибов по центру; залитие; надрывы замятия углов.

Рукопись для медного состава — 29,5 х 28 см; рукопись исполнена черными чернилами на бумаге с нанесенными типографским способом акколадами и ключевыми знаками. На первой странице нотного текста имеется наклейка с названием марша (машинопись) и штамп с рукописным номером «Государственный Научно-исследовательский Институт театра и музыки. Историографический кабинет. Инвент. № 7130/19». Имеются следы сгибов по центру; надрыв по правому краю.

Цезарь Пуни (Cesare Pugni; 1802–1870) — итальянский композитор, работавший в театрах Милана, Парижа, Лондона и Санкт-Петербурга. Пуни родился в Генуе. Музыкальное образование получил в Миланской консерватории, в которую поступил в возрасте 5 лет, поражая всех своими успехами. Творческий путь начал с духовных сочинений — его месса была признана лучшей на конкурсе сочинения большой мессы в Караваджио (в числе соискателей были также Меркаданте и Доницетти). С этого времени началась известность Пуни как композитора. Сочинив несколько месс, он стал писать оперы для миланского театра «Каннабиана», а также театра «La Scala», где он поставил свою оперу «Мщение», которая имела огромный успех. В 1825 году был назначен директором музыки «La Scala» (в то время ему было 23 года). С 1825 по 1834 год написал целый ряд больших и малых балетов, которые вскоре вошли в репертуар всех европейских сцен: «Осада Кале», «Агамемнон», «Аделаида французская», «Макбет» и др. В 1834 году приглашен в Париж в качестве директора музыкального института, посвященного памяти Паганини (Casino Paganini). В начале 1840-х годов приглашен в Лондон как композитор балетной музыки при Королевском театре. Здесь Пуни написал большую часть своих балетов: «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»), «Наяда и Рыбак», «Маркитантка», «Катарина, или Дочь бандита», «Метаморфозы» и др. Пуни сотрудничал с хореографами Ж. Перро, А. Сен-Леоном, П. Тальони. В его балетах танцевали выдающиеся балерины, в том числе Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Эльслер. Всего им было создано 312 балетов, которые он сочинял с необычайной легкостью, порой за несколько недель. Шутя, он говорил, что может написать до двадцати балетов в сезон. В 1851 году Пуни был приглашен в Петербург, где получил должность сочинителя балетной музыки при императорских театрах, которую занимал до конца жизни. Здесь началось его многолетнее сотрудничество с А. Сен-Леоном и М. Петипа. Совместно с Петипа он создал для петербургского Большого (а затем Мариинского) театра 35 балетов, в числе которых — «Война женщин», «Армида», «Дочь фараона», «Конек-Горбунок» (иначе «Царь-девица») по сказке Ершова, «Царь Кандавл». Пуни скончался 14 (26) января 1870 года в Петербурге. Некоторые из его балетов до сих пор входят в репертуар театров.

Балет «Конек-Горбунок, или Царь-девица» по одноименной сказке Петра Ершова (автор либретто и балетмейстер Артур Сен-Леон) — первый балет на русскую национальную тему (1864). Сказка Ершова в балете значительно переосмыслена. Вместо главного героя Иванушки основным действующим лицом стала Царь-девица, царя заменил хан. В музыке Пуни обильно использовал популярные русские мелодии. Последний акт представлял собой большой дивертисмент, который заключал в себе пляски двадцати двух народностей, населявших Россию. «Конек-Горбунок» явился первым образцом так называемого лубочного псевдорусского стиля. Балет шел с необычайным успехом и продержался в репертуаре около 100 лет, ставился в разных редакциях и разной хореографии. Так, в 1895 году Мариус Петипа создал свою редакцию (по хореографии А. Сен-Леона). В 1912 году балетмейстер А. А. Горский коренным образом переделал постановку Петипа и включил в партитуру ряд номеров на музыку других композиторов (А. Глазунова, П. Чайковского, Антона Симона). Партию Царь-девицы в постановке Горского исполняла Матильда Кшесинская, художником был Константин Коровин, дирижером — Рикардо Дриго. Видимо, в этой постановке и видел балет Николай II, включивший марш из «Конька-Горбунка» в Сборник маршей.

Марш из балета «Конек-Горбунок» пользовался популярностью и в советские годы. Имеется его запись 1929 года в исполнении оркестра балалаек «Искра».